Поиск судака на неглубоких плато и прирусловых поливах. Не секрет, что ступенчатый способ проводки,..

Поиск судака на неглубоких плато и прирусловых поливах.

Не секрет, что ступенчатый способ проводки, имеющий в рыбацком лексиконе емкий термин джиг, результативен в разных ситуациях. Но, особенно часто такую технику проводки применяют при ловле в местах с характерно выраженным рельефом. В первую очередь, это различные подводные аномалии – затопленные русла рек и глубоководные свалы, с обилием коряжника. Ловля здесь хоть и не простая, но вполне по силам даже начинающему «джигиту». Но, как ловить судака, если рельефа просто нет?

Собственно, процесс освоения ловли хищника на обширных плато наших водохранилищ я начал сравнительно недавно, лет пятнадцать назад. И, как ни странно, этому способствовала зимняя рыбалка. Бродя с блесной по льду в поисках судака по Минскому морю, я старался привязываться при поиске рыбы к хорошо знакомым, классическим местам стоянок клыкастого. Но, после нескольких неудачных рыбалок стал понимать, что процесс пустого сверления лунок мне стал порядком надоедать – хотелось и поклевку почувствовать. Пообщавшись с более опытными товарищами, с удивлением отметил, что никто из них при поиске рыбы ни к какому рельефу и не привязывается. Зимой активного судака ищут на плато со средней глубиной в пять – шесть метров без ярко выраженных перепадов. Именно сюда выходит хищник на жировку, и сверлить лунки следует в таких местах, а не исследовать резкие свалы в глубину. Стал следовать рекомендациям более опытных рыболовов, и процесс пошел в правильном направлении.

Стал переносить свой зимний опыт на рыбалки по открытой воде. То есть, искать судака на нехарактерных для джиговой ловли местах. И с удивлением обнаружил, что здесь также можно очень неплохо ловить не только эту рыбу, но и щуку с окунем. Причем, ловились они не редко с одной и той же точки. Отловив длительное время на относительно ровных плато, могу с изрядной долей уверенности сказать, что хищник выходит сюда кормиться регулярно. Вышесказанное относится не только к Минскому морю, где ловля судака на плато никого не удивляет. Но, и к Вилейскому водохранилищу, которое известно своим сложным рельефом.

«Полив» и «плато».

Если спросить у человека далекого от рыбалки, с чем у него ассоциируется слово «полив», то большинство вспомнит про грядки с огурцами и садовый шланг. На рыбацком сленге «поливами» называют обширные участки водохранилищ с относительно ровным дном и средними глубинами, прилегающие вплотную к затопленным руслам рек.

Несколько другое определение имеет рыбацкий термин «плато». Как правило, это похожий участок водоема, только более удаленный от русла. Обычно, когда окончив ловлю, «джигиты» обмениваются впечатлениями о клеве, рассказы о поклевках на плато воспринимаются как некоторая неожиданность. На самом деле хищник в местах с ровной глубиной ловится регулярно, и именно на джиг. Как правило, в таких местах спиннингисты отдают предпочтение таким приманкам, как воблеры или колеблющиеся блесны. Но, осенью джиг – приманки с соответствующей подачей нередко переигрывают другие приманки.

Следует отметить, что плато бывают нескольких типов: мелководные и поглубже, «пустые» и в той или иной мере закоряженные, «плоским» дном и с более-менее выраженным рельефом. На некоторых акваториях, плато с ровной глубиной занимают относительно небольшую долю площади – например, карьер Белое под Сморгонью, другие – за исключением затопленного русла и нескольких оврагов, практически представляют собой «плоскую тарелку» с ровными глубинами. Все это нужно учитывать, подбирая элементы снасти и принимая ту или иную тактику поиска.

Поиск с эхолотом.

Поиск рыбы на относительно ровных участках водохранилищ без эхолота будет похож на лотерею – шансы найти стаю будут минимальны. Чтобы обстучать джигом участок площадью, например, триста на двести метров потребуется минимум часа четыре. Задействуя же современные приборы навигации, можно проделать ту же работу за гораздо более короткий срок. Чем нам может помочь эхолот? В первую очередь, с помощью его можно определить наличие кормовой рыбы в той или иной части плато. Как правило, скопление мелочи, пусть даже и в полводы, косвенный указатель того, что где – то рядом должен крутиться и хищник. Во – вторых, каким бы «равнинным» не казался исследуемый участок водоема, на нем всегда можно обнаружить аномалии на дне. Что я под этим подразумеваю? Дело в том, что хищник, в особенности судак, практически никогда не стоит на ровном илистом дне. Одиноко стоящая коряга, горка из камней, пятно ракушечника, небольшое возвышение – потенциальные места стоянок хищника. И обнаружить такие «ягодки» без эхолота крайне трудно. Хотя и с эхолотом можно запросто «прозевать» интересное место. Вина тому – элементарная человеческая невнимательность.

…На Вилейке целый день без толку обстукивал традиционные места ловли судака – закоряженные бровки русла и бугры в глубинной зоне. Поклевок не было, а эхолот показывал однообразную и унылую картинку – стоящего по бровкам русла в полводы леща. Северный ветер, яркое солнце и высокое, свыше 750 мм рт. ст., давление – погодные условия не из лучших. Во время своих передвижений по водохранилищу, я пару раз пересекал небольшое плато с глубиной около пяти метров, находящееся на некотором удалении от русла. Может там попробовать? Ухожу на плато и исследую его с помощью эхолота более тщательно. Экран рисовал слегка заиленное дно и стайки белой рыбы, стоящие на глубине в три – четыре метра. Вот пошло небольшое углубление сантиметров на тридцать. Увеличиваю картинку. Мама дорогая! Да тут просто «кисель»! Бель заполнила практически всю толщу воды, начиная с полутора метров от поверхности до самого дна. Через метров пять последовал подъем – и снова глубина около пяти метров. Похоже на затопленную канаву. Тщательней обследую и саму канавку, и прилегающее к ней плато. В метров тридцати от канавы замечаю стоящего у дна стайку судака, затем еще одну, и еще. Так вот где он скопился! И хоть судак был не активный, мне удалось подобрать к нему «ключик» и взять на абордаж несколько зачетных судаков.

Следует отметить, что состав донного грунта на плато редко бывает однородным. Среди заиленного дна есть «полянки» с плотным дном либо скопления ракушки – дрейсены. Площадью всего каких – то пару квадратных метров, такие места просто магнитом притягивают хищную рыбу. Особенно часто локальные «злачные» точки встречались мне на Минском море.

При поиске судака на плато, большую часть времени я уделяю поиску перспективных мест. Исследовав определённый участок водоема, и отметив перспективные точки, впоследствии облавливаю их. Техника облова на плато достаточно простая и постановка лодки не требует изысков. Опускаю якорь и выполняю забросы в разные стороны (работаю по площади), максимально охватывая зону предполагаемой стоянки хищника. Конечно, если я знаю расположение каких – то аномалий на дне, облов места происходит более точечно. В этом случае на первый план выходит точность заброса и ассоциативное мышление. Необходимо представлять, где находятся коряжки или полянки с дрейсеной, их точечное месторасположение.

При бесклевье на русловых свалах, результат может принести ловля на плато с ракушечником. Вернее, бугорки высотой в двадцать – тридцать сантиметров с маленькой ракушечной колонией (в диаметре от одного до нескольких метров). При облове таких участков следует очень точно улавливать все изменения донного грунта.

Застучала, звонко стукнула чебурашка — сигнал, что внизу твердое дно и, как следствие, присутствие хищника. Почему рыба любит ракушечник и твердое дно? Существует мнение, что ил и другие мягкие грунты выделяют углекислый газ. Стоять рыбе над ними и тем более охотиться «немножечко» некомфортно.

К сожалению, не всякий эхолот определит твердое дно. В какой – то мере это компенсируют опыт и чувствительная снасть. Только путем многократных забросов можно нащупать результативную точку. Как правило, ракушечник не имеет круглой формы, чаще это овал или нечто подобное. Если делать забросы поперек, то в активной зоне приманка будет задерживаться 2 – 3 ступеньки, а если вдоль — 5 – 8. Вывод напрашивается сам собой — максимум в активной зоне. А если на плато не одна, а две – три ракушечных колоний? Приоритетнее будет заякорить лодку так, чтобы с одного места обрабатывать максимальное их количество.

Какой должна быть пауза при падении, какой длины шаг, с какой скоростью осуществлять проводку? Каждый конкретный случай индивидуален. Ведя приманку, «джигит» не просто крутит катушку. Он непрерывно сканирует рельеф и подстраивается под него. Вот приманка пошла вверх — три – четыре оборота катушки, вот она на ровном месте — два оборота, пошла вниз — делаем один — пол-оборота. Смысл этого — выдержать одинаковую паузу на всем протяжении неровного рельефа. У меня она составляет от одной до трех секунд. Я предпочитаю при ловле на плато агрессивную проводку с большой скоростью и небольшим отрывом приманки от дна. Скорость достигается быстрым вращением катушки, а небольшой подскок, — низким расположением спиннинга (тюльпан почти у воды). Почему я выбрал для себя агрессивный стиль? Скорость старта малька при внезапном рывке достигает десятки километров в час. Конечно, больше одного – полутора метров с такой скоростью проплыть он не может (устает), но после короткой паузы все может повториться. Поэтому я кручу катушку с приличной скоростью, при этом еще и подыгрываю кончиком спиннинга, в начале проводки резко подбрасывая приманку вверх.

Со стороны это может выглядеть немного странно, но поверьте, хищник положительно отзывается на такую агрессивную игру. Конечно, в отдельных случаях медленная проводка бывает более предпочтительной. Например, при ловле окуня или пассивной щуки. Постоянный анализ ситуации, реагирование на малейшее изменение рельефа, полная концентрация — приоритет в джиговой ловле. Проведя приманку несколько раз по выбранной точке, я уже могу мысленно представить рельеф дна.

Какие приманки следует использовать при ловле на плато? Да, любые – поролонки, виброхвосты, слаги. Главное правильно подобрать вес чебурашки или джиг – головки, и размер приманки. Кормовым объектом судака на плато являются окуньки и плотвички длиной семь – восемь сантиметров. Отсюда и следует плясать.

При поиске рыбы на плато, приходится много передвигаться, и поднимать якорь за один день приходится не один десяток раз. Грузовая веревка должна быть плоской (стропа) и наматываться на пенопластовое мотовило. Если возникнет необходимость, то можно, не поднимая груз, отвязать веревку от лодки и бросить ее в воду. На плавающем мотовиле она не утонет.

Немного о снасти

Ловля на джиг «по площадям» предъявляет определенные требования к снастям. В отличие от «точечной» ловли, в данном случае важна дальность заброса: чем дальше, тем лучше. Так как, на наших водохранилищах нет течения, да и ловля происходит на глубинах 3 – 5 метров, то вес свинца лежит в диапазоне 5 – 12 грамм. Чтобы такую легкую оснастку с парусящей приманкой забросить метров на сорок, желательно иметь удилище с хорошими бросковыми свойствами и тонкий шнур.

Все существенно усложняется, когда ловля ведется на закоряженном поливе. В этом случае вес оснастки и размер приманок остаются прежними, но снасть требуется более мощная – требуется форсированное вываживание. В таких условиях предпочтение отдаю спиннингу с тестом до 28 грамм и длиной 2,4 метра. Шнур тоже наматываю более толстый -#1,5. Дальность заброса будет несколько меньше, но условия ловли того требуют.

Ко всему сказанному стоит добавить следующее. Поиск судака – это стертые в кровь руки от многочисленных подъемов якоря, нередко отсутствие улова (отрицательный результат у думающего спиннингиста — положительный результат), непрерывное движение, постоянные эксперименты. И – творческий подход к ловле!

Автор: [id139054657|Андрей Позняк]




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *